Четверг, 02 Февраль 2017 15:28

Судья своего времени

Юбилей Рауля Мир-Хайдарова в Казани

В Доме писателей Казани состоялся юбилейный вечер в честь 75-летия известного писателя и публициста Рауля Мир-Хайдарова, на котором присутствовали поэты, писатели, деятели культуры и литературы, представители крупных промышленных объединений, банков, силовых ведомств и министерств. Было много молодежи – студентов, заинтересованных читателей. Зал был полон…

Над сценой был протянут огромный баннер с портретом писателя, а над ним сценарист вечера поэт РамисАймет обозначил тему юбилейного торжества – «Судья своего времени» – чувствовалось, что он читал тетралогию «Черная знать».

Юбилейные торжества в честь писателя уже были проведены на его родине – в Мартуке и Актюбинске. Эти вечера в Казахстане назывались «Мартук – пристань души моей» и «Актюбинск – гавань сердца моего».
После Казани мероприятия запланированы в Москве и Ташкенте.
Сегодня Мир-Хайдаров – это книги тиражами в десять миллионов, не считая тиражей десятков журналов, где опубликована абсолютно вся проза писателя, а это тоже миллионы читателей! В одном из выступлений было шутливо, но очень справедливо отмечено, что на каждого татарина нашей огромной страны уж по одной-то книге Рауля Мирсаидовича точно приходится! Он постоянный автор нашей газеты живет в Москве и пишет на русском языке. При этом писатель, как и Рудольф Нуриев, всегда подчеркивает свою татарскую идентичность. Рауль Мир-Хайдаров в течение уже двадцати лет настаивает, чтобы у журнала «Казан утлары» был русский вариант для того, чтобы пропагандировать миру лучшую татарскую литературу. Произведения Рауля Мир-Хайдарова переводили известные писатели: Марс Шабаев, Флюс Латифи, Вакиф Зиятдинов, Рузаль Мухаметшин, Рустам Галиуллин, Рашит Башар, Факиль Сафин, Фируза Жамалетдинова, Зульфия Хисматуллина. Фирайя Бадретдинова.
Известный критик, профессор Ибрагим Нуруллин, напечатавший один из первых рассказов Рауля Мир-Хайдарова в начале 70-х в журнале «Азат хатын», сказал автору: «Не переживай, что пишешь по-русски, главное – ты пишешь о татарах, о татарской жизни. Через тебя мир узнает о татарском народе. Ты открываешь татарский мир 75-ти процентам татар, к сожалению, не знающим родной язык».
О Рауле Мир-Хайдарове снят на российском телевидении в цикле «Имена» фильм, он широко представлен в Википедиии энциклопедиях разных стран. Писатель щедро цитируется в «Самом полном словаре ненормативной лексики» академика Д.И.Квеселевича. Редко кто из писателей, даже очень известных, попадает в словари русского языка.
Незабвенный Зульфат, высоко оценивавший творчество Рауля Мир-Хайдарова, узнав о том, что он на собственные средства перевел на родной язык свою многотомную прозу, сказал: «Вот вы с А. Абсалямовым и есть истинные Народные писатели Татарстана, вас читают все татары – знающие и не знающие язык. К сожалению, многие татары не знают даже своих народных писателей и поэтов, потому что они не переведены на русский язык. Они не были озабочены, как ты, тем, чтобы их знала большая часть татар, разбросанная по свету и не знающая язык матери».
Высокий уровень мероприятия подчеркнуло зачитанное со сцены поздравительное письмо от Госсоветника РТ Минтимера Шаймиева. В этот день он принимал писателя в своей резиденции в Кремле и одарил памятными подарками и фотосессией…Разиль Валеев в своём выступлении подчеркнул, что обычно Шаймиев поздравляет юбиляров на родном татарском языке, однако сегодня поздравительное письмо было на русском. Это был мудрый расчет, ведь когда Мир-Хайдаров вернется в Москву, он непременно ознакомит с этим высоким поздравлением и многочисленных татар Москвы. Поздравительное письмо на татарском языке тоже прозвучало на вечере, его подписал руководитель администрации Президента РТ Асгат Сафаров, так же известный интересными книгами на тему борьбы с преступностью в Татарстане. Чувствовалось, что генералу Асгату Сафаров унравятся книги Рауля Мир-Хайдарова, он – его читатель. РазильВалеев отметил, что обычно татарские писатели признаются сначала народом, лишь потом – государственными деятелями и властью. С Мир-Хайдаровым все произошло по-другому: его признали у нас «наверху» одновременно с признанием читателей. Среди его читателей М.Ш.Шаймиев, Ф.Х.Мухаметшин, вице-премьер Р.К.Ахметшин, братья Акчурины, академик Р. Нигматуллин, Амирхан Еники, Мухамад Магдеев, Заки Нури, Наби Даули…
На юбилее присутствовали видные литераторы Татарстана – Лябиб Лерон, Ркаил Зайдулла, Ринат Харис, Радиф Гаташ, Вахит Имамов, Мадина Маликова, Зинур Мансуров, Равиль Файзулин, Шагинур Мустафин, Нурислам Хасанов, Лерон Хамидуллин. Вел вечер известный прозаик Камил Каримов – невероятно артистичный остроумный человек.
В концертной программе заслуженными деятелями культуры Луарой Шакирзяновой и Инсафом Абдуллой были блестяще исполнены на татарском языке отрывки из его произведений. Вних отражена жизнь простых людей-татар, рассеянных на всем постсоветском пространстве.
Выступающие рассказывали запомнившиеся интересные и смешные случаи из своей жизни, связанные с юбиляром. Юмор – одна из сильных сторон татарских мероприятий, сложившийся элемент общения нации. Ринат Мухамадиев вспомнил свое самое яркое впечатление о том, как он впервые отдыхал в Пицунде в Доме творчества: «Подъехало такси – «Волга», за ним – небольшой УАЗ с чемоданами. «Это прибыл Мир-Хайдаров!» –восторженно воскликнули все отдыхающие.Каждый день писатель спускался в столовую принаряженным. Для нас, вчерашних деревенских парней, его наряды были в диковинку. На ужин он приходил всегда в тонких элегантных пиджаках, при бабочке. Когда однажды в разговоре поднялась тема моды, писатель сказал так: «Я татарин, и по моему внешнему виду, поведению и манерам будут судить о нации в целом!» Это заявление Мир-Хайдарова было встречено бурными овациями».
Энже Даутова, татарка из Ташкента, в то время работала в книжном магазине. Она выступила с яркой и теплой речью на чистейшем татарском языке и рассказала случай из своей жизни. У них в магазине скопились книги, которые никто не покупал, а книги Рауля Мир-Хайдарова купить было невозможно – дефицит. Тогдаони придумали блестящий выход: составили подарочные наборы из залежавшихся книг, а произведения Мир-Хайдарова для «приманки» положили сверху. Книги раскупили моментально. Читатели не возмущались, еще и благодарили – они были рады возможности хоть таким образом приобрести книги Мир-Хайдарова.
Драматург Данил Салихов рассказал случай из 90-х, когда задумал приобрести автомобиль, подержанную иномарку. Он обратился за помощью к Мир-Хайдарову, который только спросил: какую ему машину подыскать – американскую или японскую, предложил пожить недельку в Москве, походить по театрам, и за это время обещал найти машину. Через неделю драматург получил хорошо сохранившуюся американскую машину красного цвета, которая прослужила ему… двадцать лет. Мир-Хайдаров гарантировал Данилу, что его не обманут при покупке машины. В то неспокойное время на автомобильном рынке можно было остаться не только без денег, но и без головы.
Много раз упоминался Ташкент, в котором писатель прожил тридцать лет и где начался его творческий путь, там написаны его первые романы-бестселлеры.
В сорок лет он оставил строительство и стал профессиональным писателем. В Узбекистане исторически всегда жило много татар, в советское время их насчитывалось около 600 тысяч. В то время министром МВД Узбекистана был Вячеслав Мухтарович Камалов, главным архитектором Ташкента – Мидхат Булатов, министром юстиции М.Васикова, Союз композиторов возглавлял Энмарк Салихов – на руководящих постах были и многие другие татары.
Лидер группы «Ялла» Алиаскар Фатхуллин был сыном Зинната-абы Фатхуллина, классика узбекской литературы, татарина по происхождению. А его старший брат Дильшат в 1975 году получил Ленинскую премию за работу в киноэпопее Юрия Озерова «Освобождение».
«Однажды,– рассказывал Рауль Мир-Хайдаров, – в середине 70-х в парке Дома офицеров в Ташкенте на открытой эстраде проходил концерт великого Ильхама Шакирова. Я сидел рядом с Зиннатом-абы Фатхуллиным, с которым был хорошо знаком. В середине концерта певец, объявляя очередную песню, сказал, что слова песни народные. Не успел Ильхам допеть до конца, как Зиннат-абы неожиданно заплакал и, нервно сжав мне руки, сказал взволнованно: «Это мои стихи, я написал их совсем молодым, текст затерялся, и вот они вернулись песней». В конце концерта он поспешил за кулисы, и как закончилась история, я не знаю. Но в том, что это действительно его песня, я не сомневался, кристальной чистоты был драматург Зиннат Фатхуллин». Классиком узбекской литературы был Аскад Мухтар и Сергей Бородин, тоже татары. Его роман «Дмитрий Донской» вышел в 1942 году и сразу получил Сталинскую премию первой степени. До сих пор в Ташкенте существует его Государственный музей.
На вечере прозвучала и проблема татарских авторов, пишущих на русском языке под псевдонимами. Руслан Суфиев, например, стал Романом Солнцевым, Равхат Маликов (Габитов) – Михаилом Львовым. Хотя этих имен мало, татарская интеллигенция такие перевоплощения осуждает. Но Рауль Мир-Хайдаров, на их взгляд – достойный пример, он не предает и не меняет «флаги» своих отцов. Факиль Сафин и Флюс Латифи, не сговариваясь, озаглавили свои статьи о Рауле Мир-Хайдарове так: «Он наш, татарин!»
На двух последних выездных сессиях Всемирного конгресса татар в Казахстане он представлял с казахской стороны татар Казахстана. Его приглашали для открытия этих торжеств в Актобе и Уральске – редкая честь для татарского писателя.
О нем писали академик Флера Сафиуллина, Рафаэль Сибат, Равиль Файзулин, Факиль Сафин, Шагинур Мустафин, Нурислам Хасанов, Рафаэль Мустафин.
О нем тепло отзывались Амирхан Еники, Мухаммат Магдеев, Ибрагим Нуруллин, Гариф Ахунов, Вахит Имамов, Ринат Мухамадиев, Радиф Гаташ, Ринат Харис, Мударис Аглямов, Зульфат.
Рафаэль Сибат, после прочтения тетралогии «Чёрная знать», сказал о нем крылатые слова: «Рауль Мир-Хайдаров для нас, татар, неоткрытая Америка. Колумбы нужны...Колумбы...» и «… пора нам своих возвращать в свою культуру».
Он познал много горечи и потерь в жизни – гибель отца в младенческие годы, покушение в 47 лет, вынужденную эмиграцию из нового Узбекистана в 50, не имея в России ни кола ни двора, ни гражданства, ни прописки. Даже сбережения, которые поддержали бы его в первые месяцы в Москве, в один день превратились в пустые бумажки, как и у многих граждан СССР. Ему пришлось оставить роскошную квартиру в центре Ташкента, загородный дом в респектабельном пригороде столицы, когда Рублевки не было даже в мечтах будущих олигархов. Даже библиотеку, которую с любовью, не жалея денег, он собирал тридцать лет, пришлось оставить – и все эти осознанные жертвы были сделаны ради одного – чтобы дописать тетралогию «Черная знать». Все его романы, ставшие бестселлерами, написаны на чужих столах, в отелях, больницах, реабилитационных санаториях, самолетах, поездах. Только мемуары «…Вот и все… я пишу вам с вокзала» написаны в кабинете собственной квартиры, где у него впервые после Ташкента появился свой рабочий стол, который он иногда с грустью называет – моя последняя скаковая лошадь… В Мемуарах есть строка любимого им Саади: «Есть ли яд, что не пробовал я…»
Степенный, по-восточному вальяжный Рауль Мир-Хайдаров – личность разносторонняя. С одной стороны – эрудит, эстет, денди. С другой – татарский бай с английскими манерами, коллекционер живописи и антиквариата, тонкий ценитель искусства, гурман. Коллекция картин Мир-Хайдарова с советских времен считается одной из заметных в России.
Специфика его творчества – описание истории, самой жизни: людей «на верху» в политике, коридорах власти. Его миссия – передача читателям увиденные им яркие явления в жизни страны и мира – литература феноменологии.У него острый взгляд –шерлокхолмовский. Его стиль –изучение жизни через«суфийский» микроскоп, талантливая точность в передаче деталей событий. Его творчество отличается последовательностью, он пишет многотомные саги о «подполье», изнанке и философии преступного мира и людей во власти. Рауль Мир-Хайдаров, наверное, единственный писатель за всю историю советской и татарской литературы, на которого было совершено покушение на убийство за роман «Пешие прогулки». Но он чудом выжил, проведя 28 дней в реанимации, и с тех пор он инвалид 2-ой группы. Об этом в своей книге «На должности Керенского в кабинете Сталина» написал бывший и.о. Генерального прокурора России О.И.Гайданов.
Он – человек с феноменальной памятью и аналитическим мышлением, не зря американская пресса называет его «исследователем мафии».По его произведениям филологи, а сегодня и юристы пишут и защищают кандидатские и докторские диссертации.
В биографии Мир-Хайдарова есть мистический факт, знак. В семье находился старинный сундук сандалового дерева, фабричной работы, закрывающийся на ключ. В нем в боковых отделениях хранились документы, письма и фотографии – дагерротипы на картоне, заснятые в конце 19-го и начале 20-го века, ещё до Первой мировой войны. Была среди двух десятков дагерротипов и фотография молодого мужчины с очень одухотворенным лицом, Рауль не раз вглядывался в этот волнующий его портрет. Через годы выяснилось, что это прижизненная фотография Тукая. Писатель передал ее в «Казан утлары» Равилю Файзуллину и уговорил его, пока ещё живы люди, сохранившие старинные фотографии, начать собирать их для потомков. Можно утверждать, что с этой фотографии и начался ретро фотоархив журнала.
Обычно люди этого типа доживают до глубокой старости, поэтому у него есть все шансы издать тысячестраничные мемуары «Вот и все... я пишу вам с вокзала…» и все свои произведения, переведенные за личные средства на татарский язык. Избранные главы из Мемуаров Рауля Мир-Хайдарова уже печатаются в американском альманахе «Чайка» и французском журнале «Глаголъ».
В последние пять лет мемуары Мир-Хайдарова, прямо с «колес», только написанные главы, без купюр, публиковались в федеральном журнале «Наша молодежь» (Москва) и международном журнале «Аманат» (Алма-Ата). В «Казан Утлары» мемуары печатались…в трех номерах, на задворках журнала, всего…17 страниц из тысячестраничного текста блистательно переведенного талантливым Рузалем Мухаметшиным. Как образно говорила моя мама: «собачьему животу сливочное масло не подходит…»
Выходит, и сегодня, даже с оцененным в мире текстом, ему трудно печататься в Казани. Не поэтому ли все чаще и чаще говорится с высоких трибун – а где у нас свои Айтматовы?
Незабвенный Рафаэль Мустафин, часто писавший о Мир-Хайдарове, ответил на этот вопрос так: «Если бы у Рауля была такая же мощная поддержка от Татарстана, как у Чингиза Айтматова от республик Казахстана и Киргизии и лично от Мухтара Омаровича Ауэзова – великого писателя, равного Шолохову, то мы бы сейчас не искали на чужбине киргизского писателя с татарскими корнями, как Айтматов».
 Итогом юбилейного вечера прозвучал закономерный вывод, что Мир-Хайдаров для сегодняшней татарской литературы – Америка, которую только что открыл Колумб. Его книги, к сожалению, пришли к татарам с опозданием на 20-25 лет. А в литературе ценятся новые темы, свежий взгляд, предвидение, предсказание, чем и отличаются произведения Рауля Мир-Хайдарова. Его творчество поздно открыто Татарстаном, и он мало печатался в Казани. Власть и Союз писателей Татарстана мало интересовались им, но миллионные тиражи романов писателя и переиздания их по 15-20 раз уже не могли пройти незамеченными руководством республики, потому что написал их соплеменник-татарин.
Культурная программа юбилейного вечера оказалась изысканной, в Казани нынче взлет исполнительского мастерства. Открывало вечер трио музыкантовиз музыкальной школы №18. На сцене также блистали Сюмбель Сиддикова, певица с очень приятным и хорошо поставленным голосом, отличный певец-баритон Рустем Насибулин, проникновенный голос и обаяние которого очаровали гостей. Великолепный джазмен саксофонист Руслан Галимов долго удерживал внимание публики своим виртуозным исполнением. Мир-Хайдаров посоветовал ему прочитать повесть Хулио Кортасара «Преследователь» про величайшего саксофониста Чарли Паркера. Для камерного мероприятия – юбилея – музыкальное оформление было прекрасным. Программу подготовил Рамис Аймет, также известный современный татарский поэт, человек рафинированной культуры и вкуса.
Мероприятия, посвященные татарской литературе, проходят в Доме писателей каждый понедельник. Вход свободный. Теплая, приветливая атмосфера, там поднимаются актуальные темы и наболевшие вопросы. Писательский клуб вносит свой вклад в культурное единение нации. Беседы и презентации татарской литературы сохраняют и развивают культуру народа. В Доме писателей Татарстана оформился один из очагов интеллектуальной и эстетической жизни. Добро пожаловать!
Выступления, поздравления, стихи и даже страстные монологи продолжились и после официальной части юбилея, только звучали они в одном из старинных ресторанов Казани с традиционной татарской кухней, который юбиляр избрал для своих гостей. Вот где раскрылся еще один талант блистательного ведущего этого творческого вечера– состоялся неожиданный бенефис Камиля Каримова, но уже в статусе тамады. В эту холодную зимнюю ночь открылись неожиданные грани многих гостей – как искрился красноречием привычно немногословный Зиннур Мансуров! Каждый его тост превращался в глубокий философский спич, обращенный не только к юбиляру, но и ко всем собравшимся за столом. Мало в чем ему уступал и Шагинур Мустафин, издавший книгу «Беседы с Раулем Мир-Хайдаровым» с подзаголовком «Культуру восстановить труднее, чем экономику». К сожалению, вопросы культуры и литературы, поднятые в ней десять лет назад, так и остались пока только вопросами. Интересным было выступление полковника милиции в отставке Нургаяна Гаяновича. Он не один раз перечитал все книги писателя, и оценка произведений Рауля Мир-Хайдарова профессионалом такого уровня, кажется, сильно удивила писателей, собравшихся за столом – за исключением самого автора.
В тот вечер в ударе был не только непревзойденный Камиль Каримов, но блистал оригинальными выступлениями и тостами драматург Данил Салихов, новый председатель СП, возродивший жизнь в старинном особняке, богато отреставрированном руководством республики, где сейчас располагается Союз Писателей Татарстана.
«Почаще собирайтесь за столом с интересными людьми, только на пиру и в бою раскрывается истинная суть человека!» – часто советует в своих книгах и особенно в Мемуарах Рауль Мир-Хайдаров.

Руслан Ахметов

Прочитано 1071 раз Последнее изменение Четверг, 02 Февраль 2017 15:40
Союз писателей РТ